Людмила Калинникова
доктор психологии,
Директор программы "Психология" в Высшей школе психологии
Путь к Отцу
(В.Рудзитис «К отцу»)
Книга,
которую держишь в руках – подарок нашему ЭГО для понимания архетипов
бессознательного. Автор попытался очень красочно, иногда – поэтично, но
всегда логично доказать идеи, выдвинутые еще К.Юнгом (1935)[1]. Очень
элегантно нас вводят в мифологический мир с экскурсами в психотерапию.
Нам предлагается своеобразный взгляд на развитие человеческой психики,
ее проявления в мужском и женском мирах, в отношениях между родителями
и детьми.
Опираясь
на понимание К.Юнгом архитипичности психики, автор доказывает идею о
запрограммированности человеческой психики мифологическими образами и
элементами. С одной стороны, это делается методом сравнительного
анализа судьбы мифологических героев и персонажей, связывая их с
ценностями и направленностью отношений в период матриархата и
патриархата. С другой, - путем анализа проигрывания ролей в семье,
которые связаны с данными ценностями. Суть роли - именно в них,
спрятанных глубоко в бессознательном или в подсознании. Эти роли -
зеркальное отражение архетипов Отца и Великой Матери, Героя и Козла
Отпущения. Данные роли явно проигрываются именно тогда, когда в семье,
например, что-то не так. Но они могут проявляться в разные периоды
жизни человека, особенно, в моменты кризисов, как возрастных, так и
семейных. В этом смысле миф показан как своеобразное предостережение,
но в то же время как информация о возможных выборах и смыслах. Автор
рассматривает этапы развития психики, показывая проявления самых
темных, диких ее пластов, раскрывая символический смысл хаотичных
образов.
Акцент
в книге делается на анализе архетипического развития психики в связи с
мифологическим описанием периодов развития человеческого рода. Эти
периоды связываются с развитием первородных начал – архетипов Отца и
Великой Матери. Показывается, что потомство данных начал – те силы,
которые таятся в психике человека, развиваясь вместе с ней, двигая
вперед или, наоборот, мешая движению. Эти силы в образе стихий,
животных, загадочных существ символизируют архетипы периода развития
недифференцированной психики. В данный период хаоса и неведения со
слабо развитым ЭГО именно темные, непонятные силы руководят
человеческим поведением. В этом смысле интересны экскурсы в историю и
анализ мифологических событий, влияющих на судьбы человеческого рода,
предлагаемые автором. В период становления ЭГО происходит осознание
внутренних сил, с опорой на разум, что позволяет осуществлять контроль
за проявлениями своего подсознательного. Это период борьбы разума с
хаосом в психике. Период всплесков необузданности и алогичности
поведения, что приводит к открытиям с одной стороны, когда побеждает
разум, с другой – к пагубным последствиям для человека. Как писал К.Юнг
(1935), в борьбе ЭГО с бессознательным подчиненная функция всегда
архаична, а человек всегда первобытен. Период развития ЭГО связывается
с установкой на его возможности контроля, когда есть вероятность
соединения чувства с мыслью, мысли с интуицией. Этот период
дифференцированности функций сознания дает человеку свободу выбора.
Данный анализ приводит к выводам, которые вполне сочетаются с основными
положениями К.Юнга о развитии и фукционировании двух сторон
человеческого сознания: эндопсихической и эктопсихичесой.
Интересны
мысли автора о принципах матриархата и патриархата, проявляющиеся в
ролях. Роль Отца символизирует движение, рост, стремление к
самопроявлению. Роль Великой Матери – роль статичная, нацеленная на
обладание и подчинение себе. Эти роли – проявления первородного начала
нашей психики. На примере анализа отношений и действий мифологических
персонажей автор показывает, что рассогласование данных архетипов
приводит или к подавлению одной части психики другой частью, что может
привести к зависимости, или внутреннему конфликту. То же касается
решения вопроса о сексуальных отклонениях у мужчин и женщин. Архетип
Героя проявляется в роли Спасителя, призванного изменять или толкать к
изменениям.
Очень
интересно для читателя объяснения автором некоторых проблем личности с
позиции опытного психотерапевта. Нам раскрываются секреты
психотерапевтической работы, с нами делятся техниками.
В
книге затрагивается очень важный для каждого человека вопрос, вопрос
жизни и смерти, а именно, - отношения к ней и с ней. Показано, что
недифференцированность в сознании мира реальности и мира небытия может
привести к заболеванию или страшным последствиям для огромного числа
людей. «Помешательство на смерти» в данном случае тождественно
«некрофилии», по Э.Фромму. Предлагается выход – очищение через
страдание в процессе самоосознания. Самое подходящее место – Аид. Аид в
этом смысле – место для самоанализа и «самораспятия», где страшно,
потому что в человеке просыпается боль, но результатом является выход.
Если этого не произойдет – обратного пути нет.
Очень
своеобразен и необычен подход автора к анализу вопроса взаимоотношения
полов в ракурсе развития мужского и женского начал. Изначально
противоречивые и враждебные друг другу, эти начала сосуществуют в
психике каждого человека. На примере развития мифологических образов и
анализа отношений представителей Великой семьи (архетипические образы
прародителей человеческого рода) показан путь развития мужского и
женского начал, возможный итог данного развития для отдельной личности.
Сквозь общий экскурс проводится анализ отклонений в сексуальном
развитии мужчин и женщин, причин деструкций в поведении. Автор
показывает, что в бессознательном мужчины изначально присутствует
унаследованный образ женщины (архетип Анимы, по К.Юнгу), который
помогает познать природу женщины. Мужчина имеет возможность справится с
женским началом (подсознательным) путем его упорядочения и
структурирования (работа сознания). Это приводит к управлению женщиной
с помощью мужской силы, а именно – мужского разума. Мужской архетип
(Анимус) в женщине вмещает в себя весь наколенный предками женщины опыт
относительно мужчин. По К.Юнгу (1934)[†], охваченной Анимусом женщине
всегда грозит опасность потерять свою женственность, мужчина рискует
феминизироваться. В данной книге основное внимание уделяется решению
именно этих вопросов. Неосвобожденная женственность в женщине приводит
ее к убийствам и насилию. Женщина становится опасной для мужчин. Автор
подчеркивает важную мысль, что агрессивность связана не только с
мужским началом, но в такой же мере, и с женским. Побеждает всегда тот,
кто может контролировать необузданность и непредсказуемость женской
части психики.
Таким
образом, основная идея автора, по сути, глобальна, но она решена. Нам
наглядно показан путь развития психики человека на примерах поведения
архетипических героев и персонажей мифов. Автор дал возможность понять,
насколько информативен миф. Начинаешь осознавать, что заложенная в мифе
информация является мультивариативной программой действий в различных
ситуациях, часто, экстремальных. По существу, в книге путем
мифологического анализа подтверждается идея К.Юнга о наличии в
бессознательном человека архетипической программы поведения. Поскольку
уровень развития психики человека позволяет сознанию контролировать и
управлять импульсами бессознательного, заложенные программы действий
могут быть и должны быть поняты и использованы сознательно.
[1] G.Jung (1935).Analytical Psychology: Its Theory and Practice. The Tavistock Lectures. – London, Henley, 1968.
* К.Юнг. Психология бессознательного. - М: «АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998.