viestursrudzitis.ru

"К Отцу"

Начало » Файлы » „К Отцу”

Месть Великой Матери III
[ ] 2008-11-23, 5:30 PM
 
Фиест и Пелопия. Зеркальное отражение брака Эдипа (сына) и Иокасты (матери) - брак Фиеста (отца) с Пелопией (дочерью) – бывает замечен несравненно реже. Возможно, так сложилось случайно – трагедия Софокла «Царь Эдип» дошла до наших дней, а трагедия того же Софокла или Еврипида с названием «Фиест» погибла.

В основном именно тема инцеста между отцом и дочерью, а не кровное родство через Ниобею, связывает фиванский цикл с пелопонесскими Микенами и Спартой. Однако тут можно увидеть множество символических ассоциативных связей. Сизиф делает сыновей Тиро, дочери своего брата Салмонея, чтобы победить его. В нашей истории Фиест родил от своей дочери Пелопия сына Эгисфа, чтобы последний убил своего дядю Атрея и помог отцу занять трон правителя Микен. Или – снова связь с мифами о возвращении Золотого рунаФиест соблазняет жену брата Аэропу и с ее помощью крадет из стада брата «барана с золотистой шерстью» (роль Отца), что дает право на власть в Микенах.

Получается, что в этом мифе инцест с дочерью преподносится как показательный урок мужественности. Но уже в следующем поколении мы видим, какого мнения о происшедшем были боги. Эгисф был брошен матерью сразу после рождения, точно так же как Эдип, Зет и Амфион (борьба мужского начала с женским, а не с его перегибами). Эгисф не только убивает своего дядю, но и соблазняет двоюродную сестру Клитемнестру, пока ее муж Агамемнон воевал в Трое, и убивает конкурента по его возвращении. Но сын Агамемнона Орест, в свою очередь, убил и Эгисфа, и собственную мать.

В роду Пелопа обозначилась патриархальная надежда, которая в роду Кадма проявилась, но заглохла. Значит ли это, что кровный грех в варианте отец/дочь наказывается менее сурово? Вообще-то в этом можно было бы найти определенную логику, но об этом позднее.

 

Арес, Эномай и СтеропаII. В рассказе об Эдипе есть еще один аспект, удивительным образом оставшийся без внимания. Он не был замечен, скорее всего, благодаря Фрейду, который в 20 веке был главным творцом славы Эдипа. При рассмотрении треугольника Эдип – Лай – Иокаста Фрейд не заметил, что Стеропа II, бывшая матерью Гипподамии I, главной жены отца Иокасты Пелопа, была одновременно и бабушкой Гипподамии I … То есть – уже отец Гипподамии I Эномай женился на своей матери! Значит, в этой семье брак с матерью случался по крайней мере дважды, к тому же с перерывом всего в одно поколение.

Как Фрейд мог не уделить внимание этому факту, если его так интересовала тема инцеста? Скорее всего, винить тут следует недостаточные познания в греческой мифологии. Трагедию Софокла Фрейд, наверное, изучал в гимназии, поэтому он знал об этой истории ровно столько, сколько сказано в трагедии. И как мы уже отмечали, не понял тайну улыбки Сфинкс, разглядев только инцест и Эдипов комплекс, а не матриархат и его инцестуальную заинтересованность. Или, если взглянуть с другой точки зрения, комплекс Иокасты, который проявляется как стремление женщины бросить, унизить или убить своего мужа, причем сделать это руками сына, после чего выйти замуж за сына – именно так, как это делала уже праматерь Гея.

Факт, что Фрейд не заметил значительно более мощную, чем Эдип, Иокасту, видимо, можно объяснить ролью самого Фрейда – ролью Героя, который, как вариант роли Отца, имеет склонность видеть Дочь, искать в своей матери слабую сторону, которую надо спасать, а не Мать – грозную и затягивающую в зависимую покорность вечную и неизменную Сфинкс. И – брать на себя вину за «грехи матери», переживать их как свои, судить себя за них.

Возможно, в этом и состояло основное послание Софокла – смотрите трагедию, в которой главное – улыбка Сфинкс, загадка и совершаемое ею насилие, а не малозначительные происшествия у ее подножия. Однако людям, совсем как наказанному Эдипу, присуще странное стремление сохранять слепоту и не видеть главного. Даже если это главное называется Стеропа II - Сверкающая, Ослепительная, и она должна ослеплять, также как один из трех хтонических братьев циклопов. (Стеропу II отдана именно эта функция света, брат Бронт (Гром) создавал грохот, а брат Арг (Молния) – приносил огонь (и) карал.) Своим стремлением выбрать сына Эномая вместо страстного, но непостоянного бога Ареса Стеропа II так ослепляет, что мы теряем зрение и вместе с ним способность видеть в перспективе нескольких поколений. Совсем как Эдип, таким образом подтверждая силу правоты Фрейда, и признавая его правоту.

Если же мы все-таки оказываемся способными вернуть себе зрение, то видим, что судьбой может быть только комплекс Иокасты, поскольку он представляет матриархальную основу в человеке. Возможно, этот комплекс наиболее элегантно символизируют именно Сфинкс и ее улыбка, которая потом обнаруживается и у столь же знаменитой, сколь и таинственной Моны Лизы. Кстати, судьба создателя Моны Лизы Леонардо да Винчи очень похожа на судьбу Асклепия. Мона Лиза – Сфинкс. Мона Лиза – вечно разыскиваемая, но не  обретенная мать.

В свою очередь, Эдипов комплекс – это не только судьба. Это выбор, который становится возможным только тогда, когда удается вернуть зрение и увидеть, что Эдип исполняет роль Героя, чувствующего то же самое, что чувствует его мать, и заботящегося о том, чтобы чувства матери были удовлетворены – чтобы у нее была возможность выйти замуж за сына. Если зрение вернуть не удается, то остается только Эдипов комплекс с чувством вины за соблазнение матери и убийство отца. Сын принимает на себя вину матери, потому что он ее Герой.

Поэтому всегда будет оставаться вопрос, таков ли Эдипов комплекс, каким его описал Фрейд. Может быть, Эдипов комплекс – это нечто иное, это потребность Героя взять на себя комплекс Иокасты? В свою очередь, комплекс Иокасты – стремление выйти замуж за сына и убить мужа – как нечто элементарно матриархальное даже не заслуживает названия специального комплекса?

Вот что для меня означает – узнать, понять и не испугаться увиденного,  по отношению к Эдипу. При чтении Софокла увидеть не только то, что он сказал, но и то, чего он не сказал!

 

Стеропа II и Афродита II. При более внимательном взгляде на Крону Древа Жизни становится заметным, что вся судьба Фив по женской линии начинается с древней богини хтонического периода Афродиты II и титаниды Стеропы II – двух жен Ареса, которые через Гармонию и Эномая создали свои конфликтные линии, впоследствии перекрестившиеся с Эдипе,

Этот конфликт носит сильно выраженный матриархальный характер, к тому же обе прародительницы берут свои истоки в тех временах, когда роль Отца уже была утверждена, доказательством чему может служить хотя бы сын Зевса Арес, от которого у обоих были дети. Видимо, то, что случилось с Эдипом, было своеобразной местью и подтверждением того, что срубленные головы дракона отрастают вновь, и Герою придется рубить их снова и снова.

 

Семеро против Фив.Существует красивый миф о конфликте между сыновьями Эдипа и Иокасты за власть в Фивах, в результате чего город перешел в руки микенцев. Это случилось не сразу. Сначала к Фивам направляются семь военачальников – по одному на каждые из ворот знаменитого семивратного города. Но их постигла неудача, погибли все, кроме двоих – Адраста, тестя зачинщика войны Полиника, и Амфиарая, который предсказал поражение аргосцев, но все же не отказался отправиться на войну.

Фивы удалось занять только эпигонам – сыновьям падших полководцев. Эта победа через два поколения символизирует наказание за грехи Фив. Микенам, как мы вскоре убедимся, удалось избежать этих грехов. Таким образом, в Фивы приходит патриархальная инициатива, и с этой точки зрения «поход семи против Фив» является прелюдией к Трое.

 

Триумф Артемиды над Герой.Род Кадма иссяк – погибли все, кроме мальчика-дельфина Палемона, прежнего Меликерта. Истории, начавшиеся с наказания Актеона за то, что тот случайно познал мужское начало Артемиды, привели к гневу материнских сил, их восстанию, уничтожению мужских отцовских элементов и изгнанию выживших остатков в море.

В определенном смысле это очень напоминает то, как Артемида поступила с заносчивой Ниобеей и ее детьми. Теперь нам становится ясно, что на примере Эдипа и всего связанного с ним цикла мифов Артемида демонстрирует свой потенциал Великой Матери (очевидно, привезенный из Малой Азии), который в греческом контексте мстит всему, что когда-либо повредило матери Артемиды Лето. Но ведь Гера в этом списке обидчиков занимает первое место!

Точно также как и Ниобее, Гере придется расплатиться за свои патриархальные амбиции. Она остается жить (боги не умирают), но семя, вышедшее из чресл сына Геры и начавшее жить через Стеропу II и Гармонию, было уничтожено. Линии Стеропы II и Гармонии перекрещиваются в Эдипе, и через Эдипа они создают круг. Замкнутый круг, который есть символ вечной и неизменной матриархальной силы, цикличного времени и змеи.

Итак, война против матриархального закончилась восстанием и победой матриархата. Поэтому, может быть, не стоит бороться против Матери, как это делала Гера против Лето, но надо бороться за Отца и всегда помнить, что может случиться, если забыть о нюансах.
 

Категория: „К Отцу” | viestursr
Показание : 1076 | Пересылка файла : 0 | комментарии: 1 | Оценка : 0.0/0 |
Целый комментарии: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категория