viestursrudzitis.ru

"К Отцу"

Начало » Файлы » „К Отцу”

Месть Великой Матери I
[ ] 2008-11-23, 5:39 PM
  
Эпоха Отцовского права выдвинула идеал – уход от матери, который невозможно было реализовать, не выступив против браков между родственниками. Одно дело запретить их юридически и с точки зрения культуры. И совсем другое – выступить против исторически очень долго просуществовавшей практики, которая не могла не принимать форму своеобразной психической инерции в виде психических атавизмов, в первую очередь в «желании вступить в брак с родителем противоположного пола». Истории об этом будут в основном развиваться в городе, в акрополе которого теперь остались только трудно различимые остатки древнего величия – в знаменитых семивратных Фивах. Это еще один способ через символ указать на временами хорошо спрятанный Эдипов комплекс и еще лучше укрытый комплекс Иокасты – остатки матриархата.

Однако начнем с начала. Когда явившийся в виде быка Зевс перенес уже известную нам Европу II на Крит, отец Европы II Агенор I отправил ее братьев на поиски сестры. Феникс отправился в Финикию, Килик – в Киликию, а Кадм проделал самый далекий путь – вокруг Эгейского моря через половину Греции, где основал Фивы. Итак, брат и сестра как исходная установка, и ответственность братьев за сестер как матриархальный принцип. Однако то, что ни один из братьев не смог добраться до сестры, уже очень патриархально.

Кадм женился на дочери Афродиты II и Ареса, носившей многообещающее имя Гармония. Мы можем только строить догадки о том, было ли это имя дано девочке как напутствие, и могло ли это напутствие относится к Аресу и Афродите II, либо к Гармонии и к ее будущему мужу. Какой вывод из этого следует – что любовь и война могут сосуществовать в гармонии, или что только из этих двух компонентов возникает Гармония? Сложно утверждать, что жизнь потомков Кадма была исполнена гармонии, учитывая последующие события, такое имя жены Кадма кажется мне проявлением тонкой иронии греков.

 

Инцест сквозь времена. Миф об Эдипе шокировал и продолжает шокировать многих. В свое время его интерпретировал в драматургии Софокл, которого, в свою очередь, читали и Фрейд, и Райнис. Первый разработал широко известную психоаналитическую интерпретацию, смысл которой упрощенно можно передать так: мужчины стремятся взять в жены своих матерей и убить отцов, а женщины – выйти замуж за отцов и убить матерей. Райнис Эдипом особенно не интересовался [1], однако его жизнь и труды полны подтверждений реальности существования Эдипа.

Кажется, что и во времена Софокла мысль о том, что сын женится на своей матери, была шокирующей. В том числе и для самих Эдипа и Иокасты, что объясняет, почему Эдип выколол себе глаза, а Иокаста повесилась, когда их родство вышло на свет. Значит, уже сформировался солидный слой патриархальных ценностей, в соответствии с которыми сексуальные отношения между близкими родственниками, особенно между родителями и детьми, являлись табу. Такие отношения запрещены, и даже мысль об их возможности вызывает отвращение и гнев.

Однако не будем забывать, что табу на инцест могло появиться только за несколько тысяч лет до Софокла, вместе с возникновением патриархата. При матриархате инцест не только не был под запретом, но и был основным механизмом удержания мужчин в семье. Матери брали на себя шефство над сыновьями, дочери – над отцами.

 

Сфинкс. Мне кажется важным задать вопрос  – почему в трагедии Софокла Сфинкс задает именно такую загадку, ответ на которую содержит мысль о трех возрастных этапах в жизни человека? Почему она хотела знать, «кто с утра ходит на четырех, днем на двух, а вечером - на трех»? Раз уж тех, кто не способен был разгадать загадку и ответить – «человек», отправляли на смерть, то этот ответ был исключительно важным.

Эдип, ноги которого были скованы золотой булавкой, видимо, был вынужден долго ходить «на четырех», что означает – его детство затянулось. С брошенными детьми так случается. В свою очередь, старость для него наступила рано, поскольку слепые вынуждены ходить с палочкой и тогда, когда ноги достаточно здоровы, чтобы не хромать. Итак, три возрастных этапа. Почему они важны именно для Эдипа?

В биологии общепринятым является понятие о том, что этапы древней эволюции в человеке проявляются как анатомические атавизмы или как ранние периоды развития. Например, анатомия учит, что мускулатура лица и шеи развилась из того, что когда-то, когда «мы были рыбами», было жаберными пластинами.

Так же и в психологии – то, что когда-то было матриархатом, теперь стало периодом раннего развития ребенка примерно до трехлетнего возраста, после которого ребенок уходит от матери в большую жизнь – в детский сад. Но каждый вечер происходит возвращение домой, что означает возможность отдохнуть от большой жизни, если только кто-то уже не занял место между матерью и ребенком.

Затем, когда ребенок вырастает и действительно уходит в свою жизнь, он не может поверить в собственный уход – ему кажется, что, вступив в брак, он вернет своих «единственных и истинных» Мать или Отца, и что те, от кого он уходит, на самом деле Черт или Ведьма. Медовый месяц – самое яркое проявление иллюзорной возможности возвращения в матриархат. Первые годы семейной жизни, особенно если рождаются дети, становятся борьбой против разрушения этой иллюзии. Как бы то ни было, начало брака молодых людей всегда бывает поиском родителя противоположного пола. В каком-то смысле это томление по матриархату, и в определенном смысле это брак Эдипа с Иокастой.

В среднем возрасте или с наступлением так называемого кризиса сорокалетних, что обычно совпадает с достижением детьми пубертатности или их уходом из дома, пелена падает с глаз, и каждый из супругов внезапно понимает – я был(а) женат(а) на иллюзии о своем родителе противоположного пола! Теперь, когда эта иллюзия закончилась, я наконец-то чувствую себя самостоятельным и вместе с тем совершенно взрослым, отделившимся от семьи своих родителей. Это одновременно и утрата иллюзии, и потеря роли Отца/Сына или Матери/Дочери. Со временем это может привести к приобретению роли Мужчины или Женщины, но только со временем…

Таковы три возрастных этапа, которые отличаются не только количеством ног, но, в основном, отношениями с матерью. Первый – близость с матерью, второй – иллюзия о вновь приобретенной матери, и третий – болезненное открытие о разрушении иллюзии, понимание неизбежности одиночества.

Софокл в своей трагедии и Фрейд в психологической интерпретации мифа забывают о Сфинкс. Но так не должно быть, ведь Сфинкс – дочь Тифона I и Ехидны I, внучка Геи и Тартара! Она присутствует в психике практически изначально, она знакома со всеми нюансами матриархата, и ее таинственная улыбка ясно говорит: «Я знаю то, о чем вы даже не догадываетесь, и не надейтесь, что тот, кто на самом деле – только червь земной, может знать это!» Но хотя Сфинкс угрожает убить «червей земных», она все-таки надеется, что найдется тот, кто разгадает ее загадки.

 

После Эдипа и Иокасты. Узнав, что женат на матери, Эдип выкалывает себе глаза. Иокаста совершает самоубийство. Странное неравенство наказаний, как его понять?

Глаза - это орган, который привязывает нас к внешним объектам и заставляет воспринимать мир более реально, чем самих себя. Следовательно, выкалывание глаз может символизировать переключение энергии в направлении исследования самого себя, установление духовного одиночества. Большие глаза соотносят со страхом, а также с влюбленностью – она часто начинается с долгих взглядов глаза в глаза. В Фивах живет знаменитый слепой ясновидящий (ясно видящий!) Тиресий, он заранее предсказывает многие события этого мифа. И слепота же заставляет преждевременно взяться за «третью опору».

Смерть Иокасты можно трактовать как конец периода власти матриархата или как дальнейшую ненужность роли Матери. Если смотреть с точки зрения Эдипа как мужчины, эту роль заменяет путь к своей внутренней женской части.
 

Эдип и Лай. Можно поломать голову и над интерпретацией рождения Эдипа. Он оказывается брошенным из-за угрозы Лаю, чтобы избежать исполнения предсказания и не занять позднее место отца. Лай отнял у сына мать в то время, когда та была нужнее всего – сразу после рождения. Или – отменил матриархат как период индивидуального развития человека! Это закономерно приводит к усиленному стремлению сына к матери (или к объектам, которые ее напоминают) в течение всей жизни, или, другими словами, к патологической зависимости. Действуя таким образом, Лай сделал все от него зависящее, чтобы Эдип, если бы ему посчастливилось выжить, всеми силами стремился к матери, то есть исполнение предсказания Дельфийского оракула со стороны Лая получило опосредованное содействие.

Поскольку Лай сумел заблокировать возможное сопротивление Иокасты тому, что Эдип был брошен, то Лая как патриарха можно описать словом «сильный». Такого, кто способен накинуть узду на матриархат и прикрыть ему рт.

Однако, во-первых, война против матриархального начала всегда кончается восстанием и победой матриархального. Забегая немного вперед, можно сказать, что в этом и состоит основное послание мифа об Эдипе и всего фиванского цикла. Во-вторых, факт, что Лай отнял у сына мать, означает и то, что ему самому Иокаста была нужна как мать, и одновременно напоминает об упомянутом ранее браке мужчины с иллюзией о матери.

Но все-таки самым большим преступлением Лая стало то, что Эдипу проткнули и скрепили щиколотки золотой булавкой. Зачем это было нужно? Я интерпретирую это как создание препятствий на пути сына к Отцу. Направление нормального развития, как уже говорилось ранее, это движение от матери к отцу. В отношении Эдипа было сделано все возможное, чтобы он был вынужден двигаться в противоположном направлении – от отца к матери.

Это приводит к рецидиву периода титанов в олимпийском устройстве. Напомним – «titaino» в переводе означает «поднять руку» (на отца). Так появляется  принцип, говорящий, что каждый сын должен начинать не там, где отец закончил, а там, где он начал. Поэтому развития не происходит, все идет по кругу и снова должен появиться Зевс, который хотя и побеждает своего отца Кроноса, но (через посредничество Тартара) отправляет его на заслуженный отдых на Острова блаженных, таким образом признавая заслуги отца и опираясь на них.

И еще одна важная интерпретация. Знаменитый классический филолог Михаил Гаспаров считал, что окончание «-лай» означает «народ». На мнение Гаспарова можно положиться, хотя наиболее распространенным словом, обозначающим «народ», является древнегреческое «demos». В Древней Греции существовало множество диалектов и локальных обозначений, разобраться во всем разнообразии которых могут только наиболее выдающиеся знатоки исчезнувшего языка.

Но если Лай – это народ, то брак Иокасты можно трактовать и как типичную матриархальную полиандрию, при которой сын не может знать, кто его отец. И тогда миф о рождении Эдипа, прокалывании его щиколоток золотой булавкой, его удалении и дальнейшем пути начинает казаться весьма типичным титанически матриархальным.

 

Дети Эдипа. У Эдипа и Иокасты было четверо детей, один внук и ни одного правнука. Род иссяк. Как же так?

Сыновья рассорились из-за власти в Фивах, и оба пали в борьбе. Полиник, правда, успевает родить сына Ферсандра, который позднее падет в битве с сыном Геракла и Авгии Телефом при Трое. Дочь Антигону, которая была так близка отцу и двум конфликтующим братьям, а затем перенесла свою любовь на двоюродного брата Гемона, опосредованно убивает отец Гемона и дядя Антигоны Креонт.

Мы уже знакомы со стилем греков – в мифах осуждать детей за грехи отцов или, иными словами, показывать, что ошибки в развитии обычно не успевают проявиться в том же поколении, они становятся явными в следующих. На какие ошибки указывает судьба Эдипа и его детей?



[1]  Сохранился рассказ о том,  что гимназист Райнис посещал поставленный в соседней – Рижской гимназии им. Александра – спектакль «Князь Эдип» на греческом языке. Все роли исполняли юноши – совсем как в греческой театральной традиции.

Категория: „К Отцу” | viestursr
Показание : 2089 | Пересылка файла : 0 | комментарии: 3 | Оценка : 0.0/0 |
Целый комментарии: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категория