viestursrudzitis.ru

"К Отцу"

Начало » Файлы » „К Отцу”

Предисловие
[ ] 2008-11-23, 5:41 PM
 
Если говорить об осознанном интересе, то, во-первых, я хотел понять латышей, которые в качестве своего величайшего поэта избрали Яниса Райниса. Об этом я хотел писать. Во-вторых, мне хотелось понять Райниса, – что в нем было такого, что заставило латышей выбрать его. В-третьих, я хотел разобраться, какой была семья, в которой рос и развивался тот, кто будет выбран. В-четвертых, как жил, какие отношения создавал этот избранный. И как это увязывается с тем, что он создает, как он живет и самовыражается. В-пятых, меня интересовал избранный как Герой, которого ждут, которому поклоняются, осыпают цветами и убивают.

Приступить к ответам на эти вопросы можно было только с конца – с того, что в-пятых, – с роли Героя. Сначала я даже хотел назвать книгу «Школа Героев» – отчасти в честь той школы, которую я сам закончил ровно 30 лет назад и которая теперь носит имя Валмиерской Государственной гимназией, а в то время называлась средней школой имени 11 героев-комсомольцев. Кроме того, Герой является очень важным мостом между греческой мифологией, драматургией Райниса (и не только его), дисфункциональной или зависимой семьей и Лачплесисом [1] как составной частью подсознания и историко-мифологического сознания латышей.

Мне пришлось довольно глубоко всмотреться в различные этапы развития психики и семьи. Так я и остался в этой Америке, где у меня нашлось довольно много дел, время от времени все-таки вспоминая об Индии. Можно сказать, что моей Америкой оказалось одновременно и тесное, и бесконечное пространство между Матерью и Отцом, а Герой к концу работы превратился в значительную, но все-таки только часть рассмотренного круга вопросов и ответов. Потому что его взгляд направлен на вчера, а вчера – это всего-навсего завтра для позавчера. Завтра сегодняшнего дня важнее, и с этой точки зрения – другие системно связанные роли в семье и диалектика их развития.

 

В контексте этой книги очень важными казались психодраматические представления «Между матриархатом и патриархатом», которые я решил организовать в процессе создания книги. Каждое представление оказалось особенным, таким, какое неосознанно хотели пережить люди, которые пришли на него. Думаю, что представления будут продолжаться и теперь, когда в книге поставлена последняя точка, ведь о том, что происходит между Матерью и Отцом, все написать невозможно.

Несколько советов, как лучше читать. Понадобится довольно широкий письменный стол, чтобы было удобно развернуть генеалогию греческой мифологии, которая представлена в приложениях к книге как семь схем. На мой взгляд, мифологическая генеалогия похожа на скелет человека – основу основ анатомии, поэтому я выделил ее и представил в виде схем. Мне хотелось использовать этот скелет, чтобы упорядочить мифы и их циклы, так они выглядят намного более функциональными, да и просто более красивыми, чем если бы они были просто сложены в одну кучу как заброшенный хлам или наоборот, – помещены в помпезно отстроенный склеп. Индекс имен в конце книги поможет разобраться в схемах – римская цифра рядом с именем мифологического персонажа указывает, в какой схеме его можно найти.

III схема – Крона Древа Жизни – самая сложная. Для удобства понимания в ней указаны 12 порядковых номеров и названия ветвей Кроны. Например, Елена II находится в III-10. И последнее в отношении индекса – жирным текстом с указанием страницы в нем выделены упомянутые в книге мифологические персонажи.

Было бы неплохо держать под рукой мифологический словарь или справочник, поскольку я не ставил перед собой задачу буквально пересказывать мифы, хотя кое-где мне и пришлось попытаться сделать это

Думаю, что читатель быстро поймет использованный в мифологических схемах принцип изображения родства. Детей одних родителей (кроме близнецов) я старался размещать вертикально, насколько это было возможно при двухмерных схемах (любое генеалогическое древо все-таки является трехмерным феноменом). Супруги размещены в горизонтальной плоскости. Где это было возможно, старших детей я помещал выше (если было известно, кто старший), в случае нескольких браков я не старался как-то особенно выделить один из них.

Кое-где, но такие случаи можно пересчитать по пальцам, пунктирные линии соединяют один и тот же персонаж в разных концах схемы. Как иначе смогли бы мы увидеть, что Одиссей  и Ясон – двоюродные братья, если на двухмерной схеме им суждено находится на разных сторонах Кроны?

Иногда людей смущает факт, что генеалогическое древо растет сверху вниз. Можно было бы рисовать и наоборот, но так или иначе оно начинается с Корней, которые первые начинают подниматься к небесам от родящей их земли, и только после них следует все остальное. К сожалению, мы не пишем снизу вверх, что было бы движением к небесам – к Отцу. Может быть, станет легче, если представить, что на схемах представлено отражение Древа жизни в воде.

Естественно, в греческой генеалогии существуют варианты происхождения. Поэтому, например, Афродита – хтоническая (I), титаническая (II) и олимпийская богиня, Елена имеет титаническое (I) и олимпийское (II) происхождение, хотя и такое распределение будет условным. Я включал в схемы такие варианты; например, упоминаются четыре Перибеи, которые могут оказаться не этапами развития одного персонажа, а четырьмя персонажами, обозначенными одним именем. В некоторых случаях под номерами я включал в схемы представления различных авторов, например, Гомера и Гесиода (Ехидна I и II). Кажется, иногда я руководствовался желанием изобразить наиболее популярный вариант, в качестве основного проводника используя указанный в списке использованной литературы мифологический словарь Ботвинника и соавторов.

 

Кажется, это главное, что я хотел сказать в напутствие перед путешествием в книгу.



[1] Лачплесис – главный герой одноименного эпоса, написанного писателем Андреем Пумпуром по народным мотивам. Эпос основан на народных сказаниях, происхождение которых  (степень влияния античной мифологии и христианства) до сих пор точно не определено. Янис Райнис (1865 – 1929) использовал ту же тему в своей драме «Огонь и  ночь». Важно отметить время выхода этой драмы в свет осень 1904 года, и ее идеологическую связь с социалистической революцией. С мифологической точки зрения тематика драмы относится к периоду Титанов противоборству Сына и Отца. Латышское слово «lācis» означает «медведь»  очень важный и для русского народа архетип медведя. Вторая часть имени героя эпоса «-plēsis» переводится как «рвать», что можно истолковать как борьбу и разрывание данного архетипа, сходе со свершениями библейского Самсона, разорвавшего полам льва. – Здесь и далее примечания автора
 

Категория: „К Отцу” | viestursr
Показание : 733 | Пересылка файла : 0 | комментарии: 2 | Оценка : 0.0/0 |
Целый комментарии: 1
1 Floonslok  
0
то что я искал, спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:

Категория