viestursrudzitis.ru
Главная » 2009 » Ноябрь » 17 » Путь к Отцу
Путь к Отцу
12:34 PM

            Эта книга – подарок. Подарок для тех, кто любит разгадывать загадки жизненного смысла и не боится темных закоулков своей души. Для тех, кто любит путешествовать по лабиринтам бессознательного в своем сознании.

Эта книга – расшифровка тайного смысла мифа как ключа к  миру сознания и бессознательного, миру  мужского и женского начала, миру игр и зависимостей.

Эта книга – открытие  начала поиска себя среди других

 

Людмила Калинникова

доктор психологии,

Директор программы "Психология" в Высшей школе психологии


Путь к Отцу
 (В.Рудзитис «К отцу»)
 
Книга, которую держишь в руках – подарок нашему ЭГО для понимания архетипов бессознательного. Автор попытался очень красочно, иногда – поэтично, но всегда логично доказать идеи, выдвинутые еще К.Юнгом (1935)[1]. Очень элегантно нас вводят в мифологический мир с экскурсами в психотерапию. Нам предлагается своеобразный взгляд на развитие человеческой психики, ее проявления в мужском и женском мирах, в отношениях между родителями и детьми.
 
Опираясь на понимание К.Юнгом архитипичности психики, автор доказывает идею о запрограммированности человеческой психики мифологическими образами и элементами. С одной стороны, это делается методом сравнительного анализа судьбы мифологических героев и персонажей, связывая их с ценностями и направленностью отношений в период матриархата и патриархата. С другой, - путем анализа проигрывания ролей в семье, которые связаны с данными ценностями. Суть роли - именно в них, спрятанных глубоко в бессознательном или в подсознании. Эти роли - зеркальное отражение архетипов Отца и Великой Матери, Героя и Козла Отпущения. Данные роли явно проигрываются именно тогда, когда в семье, например, что-то не так. Но они могут проявляться в разные периоды жизни человека, особенно, в моменты кризисов, как возрастных, так и семейных. В этом смысле миф показан как своеобразное предостережение, но в то же время как информация о возможных выборах и смыслах. Автор рассматривает этапы развития психики, показывая проявления самых темных, диких ее пластов, раскрывая символический смысл хаотичных образов.
 
Акцент в книге делается на анализе архетипического развития психики в связи с мифологическим описанием периодов развития человеческого рода. Эти периоды связываются с развитием первородных начал – архетипов Отца и Великой Матери. Показывается, что потомство данных начал – те силы, которые таятся в психике человека, развиваясь вместе с ней, двигая вперед или, наоборот, мешая движению. Эти силы в образе стихий, животных, загадочных существ символизируют архетипы периода развития недифференцированной психики. В данный период хаоса и неведения со слабо развитым ЭГО именно темные, непонятные силы руководят человеческим поведением. В этом смысле интересны экскурсы в историю и анализ мифологических событий, влияющих на судьбы человеческого рода, предлагаемые автором. В период становления ЭГО происходит осознание внутренних сил, с опорой на разум, что позволяет осуществлять контроль за проявлениями своего подсознательного. Это период борьбы разума с хаосом в психике. Период всплесков необузданности и алогичности поведения, что приводит к открытиям с одной стороны, когда побеждает разум, с другой – к пагубным последствиям для человека. Как писал К.Юнг (1935), в борьбе ЭГО с бессознательным подчиненная функция всегда архаична, а человек всегда первобытен. Период развития ЭГО связывается с установкой на его возможности контроля, когда есть вероятность соединения чувства с мыслью, мысли с интуицией. Этот период дифференцированности функций сознания дает человеку свободу выбора. Данный анализ приводит к выводам, которые вполне сочетаются с основными положениями К.Юнга о развитии и фукционировании двух сторон человеческого сознания: эндопсихической и эктопсихичесой.
 
Интересны мысли автора о принципах матриархата и патриархата, проявляющиеся в ролях. Роль Отца символизирует движение, рост, стремление к самопроявлению. Роль Великой Матери – роль статичная, нацеленная на обладание и подчинение себе. Эти роли – проявления первородного начала нашей психики. На примере анализа отношений и действий мифологических персонажей автор показывает, что рассогласование данных архетипов приводит или к подавлению одной части психики другой частью, что может привести к зависимости, или внутреннему конфликту. То же касается решения вопроса о сексуальных отклонениях у мужчин и женщин. Архетип Героя проявляется в роли Спасителя, призванного изменять или толкать к изменениям.
 
Очень интересно для читателя объяснения автором некоторых проблем личности с позиции опытного психотерапевта. Нам раскрываются секреты психотерапевтической работы, с нами делятся техниками.
 
В книге затрагивается очень важный для каждого человека вопрос, вопрос жизни и смерти, а именно, - отношения к ней и с ней. Показано, что недифференцированность в сознании мира реальности и мира небытия может привести к заболеванию или страшным последствиям для огромного числа людей. «Помешательство на смерти» в данном случае тождественно «некрофилии», по Э.Фромму. Предлагается выход – очищение через страдание в процессе самоосознания. Самое подходящее место – Аид. Аид в этом смысле – место для самоанализа и «самораспятия», где страшно, потому что в человеке просыпается боль, но результатом является выход. Если этого не произойдет – обратного пути нет.
 
Очень своеобразен и необычен подход автора к анализу вопроса взаимоотношения полов в ракурсе развития мужского и женского начал. Изначально противоречивые и враждебные друг другу, эти начала сосуществуют в психике каждого человека. На примере развития мифологических образов и анализа отношений представителей Великой семьи (архетипические образы прародителей человеческого рода) показан путь развития мужского и женского начал, возможный итог данного развития для отдельной личности. Сквозь общий экскурс проводится анализ отклонений в сексуальном развитии мужчин и женщин, причин деструкций в поведении. Автор показывает, что в бессознательном мужчины изначально присутствует унаследованный образ женщины (архетип Анимы, по К.Юнгу), который помогает познать природу женщины. Мужчина имеет возможность справится с женским началом (подсознательным) путем его упорядочения и структурирования (работа сознания). Это приводит к управлению женщиной с помощью мужской силы, а именно – мужского разума. Мужской архетип (Анимус) в женщине вмещает в себя весь наколенный предками женщины опыт относительно мужчин. По К.Юнгу (1934)[†], охваченной Анимусом женщине всегда грозит опасность потерять свою женственность, мужчина рискует феминизироваться. В данной книге основное внимание уделяется решению именно этих вопросов. Неосвобожденная женственность в женщине приводит ее к убийствам и насилию. Женщина становится опасной для мужчин. Автор подчеркивает важную мысль, что агрессивность связана не только с мужским началом, но в такой же мере, и с женским. Побеждает всегда тот, кто может контролировать необузданность и непредсказуемость женской части психики.
 
Таким образом, основная идея автора, по сути, глобальна, но она решена. Нам наглядно показан путь развития психики человека на примерах поведения архетипических героев и персонажей мифов. Автор дал возможность понять, насколько информативен миф. Начинаешь осознавать, что заложенная в мифе информация является мультивариативной программой действий в различных ситуациях, часто, экстремальных. По существу, в книге путем мифологического анализа подтверждается идея К.Юнга о наличии в бессознательном человека архетипической программы поведения. Поскольку уровень развития психики человека позволяет сознанию контролировать и управлять импульсами бессознательного, заложенные программы действий могут быть и должны быть поняты и использованы сознательно.
 
 
 

[1] G.Jung (1935).Analytical Psychology: Its Theory and Practice. The Tavistock Lectures. – London, Henley, 1968.
* К.Юнг. Психология бессознательного. - М: «АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998.

Просмотров: 2274 | Добавил: viestursr | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Календарь новостей

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта